г. Волгоград. Волгоградский государственный медицинский университет
Кафедра стоматологии детского возраста
Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи имеет большое социально-медицинское и общественное значение, так как им предстоит реализовать такие важные социальные функции общества, как профессионально-трудовая, репродуктивная, интеллектуальная и нравственная (Фомина Т.К., 2004).
Знание заболеваемости и структуры поражаемости населения основными стоматологическими заболеваниями, закономерностей возникновения аномалий и деформаций челюстно-лицевой области имеют первостепенное значение для профилактики в ортодонтии. Поэтому выявление зубочелюстных аномалий у студентов необходимо с целью улучшения не только стоматологического статуса, но и общего состояния организма (Шевлякова Л.А., 2005).
Целью настоящего исследования было определение основных задач врача-ортодонта по профилактике аномалий и деформаций челюстно-лицевой области при различных методах (типах) диспансеризации.
Нами были выделены три типа диспансеризации: специализированный, общий и комбинированный.
Специализированный метод диспансеризации осуществляется по нозологическим формам патологии. При данном методе врач-ортодонт самостоятельно осуществляет все виды лечебно-профилактических мероприятий. В задачи врача-ортодонта входит:
1. забота о здоровье студентов в целом;
2. проведение организационных мероприятий;
3. диспансеризация студентов по диспансерным группам;
4. проведение лечебно-профилактических мероприятий;
5. ежегодный анализ лечебно-профилактической работы.
При выполнении первой задачи врач-ортодонт обязан оценить общесоматическое состояние здоровья в целом и оценить факторы риска, способствующие формированию патологической окклюзии в данном возрастном периоде. При необходимости проводятся совместные консультации ЛОР-врачей, эндокринологов, гинекологов, гастроэнтерологов и других специалистов.
Для решения второй задачи врачу-ортодонту необходимо изучить распространенность аномалий и деформаций челюстно-лицевой области у студентов вуза и рассчитать нуждаемость в профилактических мероприятиях и в аппаратурном лечении, составить паспорта групп, курсов, факультетов и вуза в целом. Завести медицинскую и отчетно-учетную документацию утвержденного образца.
Диспансеризацию студентов рекомендуем осуществлять врачу-ортодонту по диспансерным группам. Предлагаем выделять четыре диспансерные группы.
К первой диспансерной группе мы предлагаем отнести студентов с физиологической окклюзией постоянных зубов без нарушения функций челюстно-лицевой области. Также в первую диспансерную группу рекомендуем включать студентов с восстановленными дефектами зубных рядов малой (1 – 3 зуба) протяженности. К первой диспансерной группе можно отнести пациентов после завершения ретенционного периода ортодонтического лечения зубоальвеолярных форм патологии и комплексного (хирургического, ортодонтического и ортопедического) лечения гнатических форм аномалий окклюзии в различных направлениях.
Вторая диспансерная группа включала студентов с дефектами зубных рядов малой и средней протяженности (4 – 6 зубов), а также студентов с большими по протяженности дефектами зубных рядов (более 6 зубов), восстановленных протетическими конструкциями. К этой же группе относили студентов, имеющих аномалии подвижной части слизистой оболочки полости рта (в виде гипертрофированных щечных тяжей, мелкого преддверия полости рта, выраженных уздечек губ и языка). Во вторую диспансерную группу включали студентов с физиологической окклюзией постоянных зубов, но измененными параметрами кранио-фациального комплекса. Чаще подобная ситуация встречалась у лиц с гнатическими формами аномалий окклюзии и которым было проведено ортодонтическое и протетическое лечение без нормализации параметров кранио-фациального комплекса хирургическими методами лечения.
К третьей диспансерной группе относили студентов с зубоальвеолярными формами аномалий окклюзии (патологической окклюзией и оптимальными индивидуальными параметрами кранио-фациального комплекса), с дефектами зубных рядов малой и средней протяженности, осложненных деформациями зубных дуг в области дефекта, дефектов зубных рядов большой протяженности. К этой же диспансерной группе относили студентов с врожденной патологией челюстно-лицевой области, с дефектами челюстных костей (посттравматическими и постоперационными), которым было проведено в полном объёме комплексное лечение.
У студентов четвертой диспансерной группы были гнатические формы аномалий окклюзии (патологическая окклюзия с аномальными индивидуальными параметрами кранио-фациального комплекса). К этой же диспансерной группе относили студентов с врожденной патологией челюстно-лицевой области, с дефектами челюстных костей (посттравматическими и постоперационными) у которых лечение не было закончено в детском возрасте.
При выполнении четвертой задачи врач-ортодонт проводит беседы и тематические лекции по вопросам профилактики аномалий и деформаций, объясняет этиологические факторы и патогенез патологической окклюзии, отмечает роль вредных привычек и отмечает факторы риска. Лечебная работа осуществляется с учетом патологии и возраста пациента с учетом мотивации к длительному ортодонтическому лечению.
Анализ лечебно-профилактической работы является неотъемлемой частью диспансеризации. Оцениваются показатели начального и конечного этапов диспансеризации. На начальном этапе оценивается выполнение плана стоматологических осмотров; полнота охвата диспансерным учетом студентов вуза; выявление студентов с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области; заполнение медицинской и учетно-отчетной документации. На конечном этапе диспансеризации оценивается полнота проведения лечебно-профилактических мероприятий и динамика изменения состава диспансерных групп; активность в оказании специализированной помощи и соблюдение сроков ортодонтического лечения в зависимости от его сложности.
Общий метод диспансеризации осуществляется врачом-стоматологом общей практики, который формирует диспансерные группы с учетом общего стоматологического здоровья и по показаниям направляет на ортодонтическое лечение к врачу-ортодонту. В задачи врача-ортодонта при данном методе диспансеризации входит лечение пациентов по обращаемости.
При смешанном (или комбинированном) методе диспансеризации диспансерные группы формирует врач-стоматолог общей практики и осуществляет контроль над диспансеризацией. Врач-ортодонт проводит лечебно-профилактические мероприятия.
При данном типе диспансеризации выделяют три этапа лечебно-профилактической работы врача-ортодонта: подготовительный этап; специальный осмотр и проведение лечебно-профилактических мероприятий.
На подготовительном этапе врач-ортодонт проводит 2-3 занятия с врачом стоматологом общей практики по вопросам этиологии, патогенеза, методов экспресс-диагностики, лечения и профилактики основных видов аномалий и деформаций челюстно-лицевой области. Специальный осмотр проводит врач-стоматолог общей практики, при котором самостоятельно формирует диспансерные группы и направляет на специализированное лечение. При этом врач стоматолог общей практики заполняет единую документацию на студента и формирует паспорта групп. Врач - ортодонт выполняет лечебно-профилактическую работу среди студентов и результаты работы анализирует с врачом стоматологом общей практики.
Литература.
1. Фомина Т.К. Адаптация студентов-медиков в инонациональной среде как психологическая проблема / Т.К. Фомина // Социология медицины- реформа здравоохранения. – Волгоград: ВолГМУ, 2004.-С 215-219.
2. Шевлякова Л.А. Стоматологическая заболеваемость у студентов высших учебных заведений и пути ее профилактики // Автореф. дис. …канд. мед. наук. – Тверь, 2005 – 21 с.
Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии: сборник научных трудов Волгоградского государственного медицинского университета.- Волгоград: ООО «Бланк», 2009.- 432 с.: илл. – Том № 66.