Консультация специалистов
vstom.ru
остались вопросы? давайте мы вам перезвоним!
Главная -> Медицина -> Нарушение речи у детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области

Нарушение речи у детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области

Нарушение речи у детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области

г. Волгоград. Волгоградский государственный медицинский университет. Кафедра стоматологии детского возраста.

Врожденные и приобретенные органические дефекты костного и мышечного строения органов артикуляционного аппарата: верхней и нижней челюстей с расположенными на них зубами и альвеолярными отростками, твердого и мягкого неба, языка и губ, относят к анатомическими аномалиями органов артикуляции [3].

Нарушение речи у детей, связанное с врожденными пороками развития периферического аппарата речи, относят к механической дислалии разной степени в зависимости от места аномалии (dyslalia palatina, dentalis, lingualis, labialis). На артикуляцию согласных (и прежде всего фрикативных звуков) оказывают влияние деформации зубной дуги, прикуса и лица, размер языка и соотношение его с ротовой полостью, форма и высота небного свода [1].

Врожденные аномалии челюстно-лицевой области могут осложнять не только процесс артикулирования звуков речи, но и функции жевания и глотания, а также в ряде случаев – дыхательную функцию. В тоже время при нарушениях функции некоторых подвижных органов артикуляции, обусловленных их недостаточной иннервацией, могут наблюдаться привычные патологические позы этих артикуляционных органов (прокладывание языка между зубами в состоянии покоя, а также во время процессов жевания, глотания и речи; нарушение тонуса губной мускулатуры, вследствие чего не оказывается достаточного давления на зубы со стороны губ, необходимого для нормального формирования зубных рядов и т.д.). Эти патологические позы могут оказывать отрицательное влияние на формирующуюся зубочелюстную систему ребенка [4].

У детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области нередко формируются деформации зубных дуг, челюстных костей и определяется нарушение смыкания антагонистов.

В работах специалистов выделяются анатомические деформации артикуляционных органов, являющиеся предрасполагающим фактором при нарушениях произношения определенных групп звуков [1,2,3]. По мнению авторов, к ротацизму могут предрасполагать короткая подъязычная связка, высокое узкое небо при несоответственно массивном недостаточно пластичном языке или очень широкое небо при малом размере языка. К ламбдацизму – отсутствие передних зубов, открытый прикус, очень плоский небный свод, короткая уздечка языка, а также узкий высокий небный свод при несоответствующем массивном размере языка (что затрудняет образование боковой щели между краем языка и зубной дугой). К различным видам сигматизма групп свистящих и шипящих звуков, в частности к губно-зубному сигматизму предрасполагает прогнатия, к межзубному сигматизму – передний открытый прикус, к призубному сигматизму – глубокий прикус, к боковому сигматизму – боковой открытый прикус. В связи с этим целью настоящего исследования было определение нарушений звукопроизношения у детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области.

Под наблюдением находилось 630 детей Волгоградского областного центра диспансеризации. Оценивалось произношение звуков на различных этапах комплексной медико-социальной реабилитации.

Результаты исследования показали, что тяжелые расстройства произношения возникали у детей с полной расщелиной твердого и мягкого неба и отмечалось нарушается произношение звуков третьего артикуляционного круга (к, г, х) и гласных. У детей с врожденной патологией и неправильным развитием и положением челюстей мешало произношению переднеязычных звуков. Помимо данных анатомических дефектов к нарушению шипящих звуков предрасполагала укороченная уздечка языка. К появлению каппацизмов (гаммацизмов, хитизмов) предрасполагал резко поднятый задний участок небного свода в области его перехода в мягкое небо. К нарушению произношения передненебных взрывных [Т,Т’,Д,Д’] предрасполагал низкий короткий спереди небный свод.

У детей с расщелиной верхней губы в постоперационный период отмечалось нарушение губно-губных и губно-зубных звуков; при этом более выраженные отклонения встречались при произношении смычных звуков [П,П’,Б,Б’,М,М’], чем щелевых [Ф,Ф’,В,В’].

Нередко у детей в постоперационном периоде, при ортодонтическом и логопедическом лечении определялось улучшение звукопроизношения. Компенсаторные возможности моторики артикуляционных органов зависили, как правило, от моторной одаренности организма в целом, которая нередко помогала преодолеть явные анатомические дефекты строения зубной системы, аномалии конфигурации небного свода и даже послеоперационные дефекты. Нормализация произношения при аномалиях свидетельствовала о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно было получить разными путями.

Врожденные дефекты периферического речевого аппарата чаще всего являются лишь предрасполагающими к появлению нарушений звукопроизношения, поскольку у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные возможности компенсации такого дефекта.

Самостоятельное преодоление недостатков речи у многих детей объясняется пластичностью коры головного мозга, когда при явно выраженных дефектах прикуса и зубной системы звукопроизношение формируется нормально.

Таким образом, четкое произношение у людей с патологией строения артикуляционного аппарата может быть результатом приспособления подвижных органов артикуляции к имеющимся аномалиям зубочелюстной системы под контролем речевого слуха и выработки адаптационных артикуляционных позиций, не всегда соответствующих общепринятым артикуляционным нормам, но дающих необходимый акустический эффект при произношении. Проведенное исследование показывает, что без привлечения данных таких клинических дисциплин, как стоматология (в частности, ортодонтия и стоматологическая хирургия), невропатология и логопедия, невозможно правильно оценить характер, степень тяжести и роль анатомических дефектов зубо-челюстной системы и ротовой полости в проявлении произносительных расстройств и наметить пути коррекции таких речевых нарушений.

Литература.

1. Мелихова Л.В. Дифференциация дислалий. // Очерки по патологии речи и голоса. Вып III. – М.: Просвещение, 1967. – С.77-97.

2. Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. – М.: Медгиз, 1962. – 160с. – С.12-34.

3. Хархе В.В. Эффективность артикуляционной миогимнастики при ортодонтическом лечении аномалий окклюзии у детей с нарушениями звукопроизношения. Автореф. дис… канд. мед. наук. – Волгоград, 2007. – 24 с.

4. Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтическое и ортопедическое лечение аномалий прикуса, обусловленных врожденным несращением в челюстно-лицевой области / Ф.Я. Хорошилкина, Г.Н. Гранчук, И.И. Постолаки. – Кишенев, 1988. – 144 с.

 расщелина неба, расщелина губы, врожденные патологии ЧЛО

  • Нравится
К прочтению Способ измерения длины верхней челюсти у детей с врожденной расщелиной твёрдого нёба Способы определения угла выпуклости подбородочного выступа Варианты ортодонтического лечения детей с расщелинами нёба в периоде прикуса молочных зубов. Ортодонтическое лечение вертикальной резцовой дизокклюзии с увеличением высоты гнатической части лица в периоде прикуса постоянных зубов Взаимосвязь размеров зубных дуг с параметрами кранио-фациального комплекса у детей с врожденной расщелиной твёрдого нёба в периоде сменного прикуса  

Закажи консультацию стоматологов бесплатно