Научный руководитель: д.м.н., проф. Е.В. Фомичев. г. Волгоград. Волгоградский государственный медицинский университет.
Кафедра хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
Социальный аспект отношений между врачом и пациентом в современной стоматологии приобретает особую значимость в условиях острой борьбы за пациента между стоматологическими организациями различных форм собственности [1,2]. У современных пациентов существует устойчивая мотивация на получение качественной стоматологической услуги, высокого уровня обслуживания и современного сервиса [3,4].
Цель исследования – изучение факторов, влияющих на качество стоматологической помощи.
Материалы собственных исследований. Изучение мнения населения о качестве стоматологического лечения проведено на основании обобщения данных, полученных в ходе анкетирования пациентов, обратившихся в районные стоматологические поликлиники г. Волгограда в 2009 году.
В исследовании приняло участие 195 пациентов, из них 121 (62%) женщина, 74 (38%) мужчин, в возрасте от 20 до 65 лет. Анкета заполнялась при первом посещении врача, все респонденты отвечали на вопросы анкеты добровольно и анонимно. При работе с пациентами соблюдались все необходимые этические требования.
Результаты и обсуждение. Для выяснения причин неудовлетворенности качеством медицинской помощи респондентам были предложены следующие критерии, представленные в таблице 1.
Полученные результаты позволили сделать определенные выводы:
Наибольшее количество времени, по нашим наблюдениям, пациенты обычно тратят в ожидании приема врача в так называемую пересмену. Мы уверены, что неоправданно длительное ожидание приема врача, проведения рентгенографии или физиотерапевтической процедуры может создать конфликтную ситуацию в медицинском учреждении.
В медицине практически всегда конфликты переходят из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную. Пусковым моментом в развитии конфликта нередко служит отсутствие должного контакта с больным - чем глубже недоверие к врачу, тем чаще проявляются действия в виде сутяжничества или агрессии по отношению к медицинским работникам.
Заключение.
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что взаимоотношения врача и пациента многогранны. Врач и пациент являются равноправными участниками лечебного процесса. От профессионального уровня врача, информированности пациента, степени доверия и согласия между ними и осознанно принятых пациентом решений во многом зависит успех лечения и, в конечном счете, здоровье и жизнь пациента.
Литература:
стоматологическая помощь, социология медицины