Консультация специалистов
vstom.ru
остались вопросы? давайте мы вам перезвоним!
Главная -> Медицина -> Влияние современных экономических условий на медико-социальные факторы интерперсональных отношений "врач-пациент"

Влияние современных экономических условий на медико-социальные факторы интерперсональных отношений "врач-пациент"

Влияние современных экономических условий на медико-социальные факторы интерперсональных отношений

г. Волгоград. Волгоградский государственный медицинский университет

Кафедра терапевтической стоматологии.

 

На современном этапе развития общественных отношений в социальном плане произошли изменения, связанные с кризисными явлениями в экономическом и политическом направлении развития многих стран мира. В том числе эти изменения очень сильно коснулись и нашей страны, что не могло не отразиться и на медицинских проблемах. В частности, обострились существующие проблемы, касающиеся предоставления стоматологических услуг в условиях развивающейся частной стоматологической практики. С другой стороны, имеются проблемы недостаточного материального обеспечения при возникновении страховых случаев (использование полисов обязательного медицинского страхования населением) при оказании помощи в государственных стоматологических клиниках.

В связи с вновь сложившимися экономическими условиями, усугублением данных проблем проблемой нарастающей безработицы населения, недостатком средств у населения на получение необходимого объема медицинской помощи, обостряются и социально-психологические аспекты взаимодействия между субъектами общества, в частности в диаде «врач-пациент». Это может выражаться в психо-эмоциональном напряжении, раздражительности, депрессивных реакциях у некоторых субъектов социальных отношений, что вызывает повышенный риск возникновения конфликтных ситуаций.

Конфликт – это явление интерсубъектных (интерперсональных и интергрупповых) отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения.

С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон конфликт выступает одновременно и как защитный механизм, и как ответная эмоционально окрашенная реакция.

В основе возникновения конфликтов могут лежать противоречия, возникающие в медицинской практике, когда сталкивается новаторство с консерватизмом; противоречия групповых интересов лечебных отделений или учреждений, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов; противоречия, связанные с личными, эгоистическими побуждениями медработника, когда корысть, карьеризм подавляют все другие мотивы; противоречия несостоявшихся ожиданий.

Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство.

Конфликты делятся на позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные). Развитие позитивного конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций врача и пациента и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий вырабатывается компромиссное решение. Такое решение приводит к разрешению конфликта и принятию правильного решения по данной проблеме (выбор метода лечения, вопросы материального характера).

Разрушительные последствия конфликта возникают тогда, когда конфликт либо очень слаб, либо очень силен. Когда конфликт слаб, то чаще всего он остается незамеченным и не находит адекватного разрешения.

Конфликт, достигший сильной степени интенсивности, сопровождается развитием у его участников напряженности. Разрушаются коммуникационные сети, решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации (нарушение принципа информированного согласия) и не обладают достаточной мотивирующей силой.

Таким образом, в современных условиях экономического кризиса, когда обостряются все социальные, экономические и политические проблемы, врачам, как общего профиля, так и врачам-стоматологам очень важно обладать знаниями, необходимыми для разрешения конфликтных ситуаций, управления конфликтами, недопущением развития деструктивных конфликтов и, конечно, профилактикой конфликтных ситуаций на всех уровнях. В связи с этим, особое внимание необходимо уделить при работе с пациентами на этапе планирования лечения с обязательным соблюдением принципа информированного согласия, как основополагающего при лечении пациента. Необходимо заранее обговорить с пациентом объемы стоматологической помощи, оказываемые бесплатно (в рамках медицинского страхования ОМС и ДМС), а также возможные затраты при лечении на некоторые виды услуг или стоматологические материалы. Все это поможет избежать конфликтных ситуаций в практике и поможет в оказании качественных стоматологических услуг.

 

 

Литература.

1. Алексеев О.А. Социальное регулирование деятельности медицинских учреждений на современном этапе развития российского общества. // Материалы 1-ой Всероссийской научно-практической конференции «Социология медицины – реформе здравоохранения». – Волгоград, 2004. – с.67-69.

2. Блейхер В.М., Боков С.Н. О психологическом образовании врачей. // Психологический журнал, 1997. - №3. – с.173.

3. Бойко В.В. Маркеры профессионализма стоматолога во взаимодействии с пациентом на платном приеме. // Труды V Съезда стоматологической ассоциации России. - М., 1999. – с.9-11.

4. Бондаренко Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность. – Москва: Медицинская книга, 2004. 96 с.

5. Волчанский М.Е. Искусство управления и разрешения конфликтов. Методическое пособие. Волгоград, 2003. –33 с.

6. Гросицкая И.К. Зачем стоматологу быть психологом? // Кафедра. -2002. - №2. – с.28-35.

7. Данилов Е.О. Правовые основы стоматологической практики. СПб, С-Петербург, Институт Стоматологии, 2002. – 176 с.

8. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – М., 2000. – с.362.

Актуальные вопросы современной стоматологии: Материалы конференции, посвященной 75-летию Волгоградского государственного медицинского университета, 45-летию кафедры терапевтической стоматологии и 40-летию кафедры ортопедической стоматологии / Под общ. ред. акад. В.И. Петрова. – Волгоград: ООО «Бланк», 2010. – 248 с.: илл. – Том № 67.

 

Ключевые слова: врач-пациент, психология в стоматологии

 

 

 

 

 

 

  • Нравится
К прочтению Криотерапия капиллярных гемангиом жидким азотом Внутривенное лазерное облучение крови (влок) в комплексном лечении больных хроническим генерализованным пародонтитом на фоне метаболического синдрома Воздействие стресса на состояние тканей полости рта Применение опласкивателя для полости рта «дентикс» для снижения кровоточивости десен Клиническая эффективность лечебно-профилактической стоматологической линии «синквель»  

Закажи консультацию стоматологов бесплатно